аналитика

Гукъеуэр, зыхуэп1уэтэн ущимы1эххэм деж, шакъэпсым хэдзи, тхылъымп1эм ет! Тхак1уэ 1эпэлъапашхэхэр, е, дэ тщ1э мыгъуэрэ, духьэшы – дыуэтххэр дгъэ1ущыжу аркъым. Сэгъей зыущиижыфа щы1эт-т1э?! Зигу дыкъипсэлъык1ыну дыщ1эпэщащэр, гурыгъу-гупыжхэр зрат тхылъымп1э напэр зымыгъуэтыж, жылэ зыбжанэрщ.

Есэпым док1эрахъуэ дунейр. Мес мо ди зыбжанэми бжыгъэ зэгуэтыр я уэчылт: псалъалэ к1ыхь зи жагъуэхэр сурэт – гуэдзэным фыкъыдэбжэ хъунущ.

КъБР-м и адрей щ1ыналъэхэми хуэдэу, «Зольские вести» зи ф1эщыгъэ газетыр дзэлыкъуэдэсхэм ща1эрыхьэр нобэ-ныжэбэтэкъым. Минрэ хьэм хурагъэхьми, а лъэлъэжа къэралыжьым щ1ыналъэ 1упэф1эгъу зэримы1ар хьэкъщ. Псоми къапихырт щхьэж зыхуэф1-зыхуэ1эижьыр; нэм щ1агъатк1уэ къызыпымык1ынухэми къалэн гуэр къахущ1и1ук1ырт. Дауи ирехъуи, адыгэ жылэ 15-м я щхьэ нобэ кърик1уа нэмыплъыр (1умпэмыр» жыт1эпэн домэхъашэ) совет лъэхъэнэм къыщыкъуагъэплъынутэкъым.

У животных нет названья.
Кто им зваться повелел? 
Равномерное страданье –
        Их невидимый удел. 
 
Николай Заболоцкий

 

 

21-й год позапрошлого столетия ознаменовался завершением эпохи национального Просвещения и началом великой греческой революции. Как отмечал один из филэллинов, греки восстали не только потому, что были угнетены, но и потому что Просвещение открыло им глаза на это. Отныне они сочли что «отказаться от своей свободы – это значит отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей». «То, что в эпоху Просвещения протекало в сфере разума, должно было быть переведено в общественное коллективное действие. В общественном коллективном действии должна была быть проявлена эта вера человека в то, что он… совершенно свободно и самочинно может изменять человеческое общество, изменять ход истории, что он в этом отношении ничем не связан, что он должен провозгласить и осуществить свое право и свободу».

Альмир Абрегов. Фото http://circassiatimesrussian.blogspot.com/2016/10/blog-post_99.htmlXIX век явился переломным в адыгской (черкесской) истории. Черкесская диаспора, проживающая в настоящее время более чем в 30 странах, обязана своим появлением на свет событиям XIX века — Кавказской войне, которую вели народы Северного Кавказа за свою свободу и независимость.

В соответствии с этим современное состояние адыгского (черкесского) народа определяется этнологами как рассеянная нация. В последнее время для ее обозначения чаще стал употребляться термин «суперэтнос». Это справедливо, если учесть, что адыги живут в разных странах (Россия, Турция, страны Арабского Востока, США и Западная Европа), находятся в разных политических, экономических, языковых условиях, которые зачастую имеют между собой мало общего.

На протяжении веков Северный Кавказ играл большую роль в системе международных отношений. В XIX веке кавказская проблема приобрела особенно важное значение, когда Черкесия стала объектом притязаний больших держав в этом регионе мира.

Правозащитный центр «Мемориал»* продолжает работу на Северном Кавказе. Мы предлагаем вашему вниманию очередной бюллетень – краткое описание основных событий трех весенних месяцев 2021 г., некоторые обобщения и тенденции развития ситуации. При подготовке бюллетеня использованы материалы, собранные сотрудниками ПЦ «Мемориал» на Северном Кавказе и опубликованные на сайте «Мемориала», сообщения других правозащитных организаций, средств массовой информации: «Кавказский Узел», «Новая газета», «Ведомости», «Такие дела», «Кавказ.Реалии», «Медуза», ТАСС, «The Insider», Радиостанция «Эхо Москвы», «Черновик», «Новое дело», «Коммерсантъ», «МБХ Медиа», «Медиазона», «Русская служба ВВС», «Новости Ингушетии», «Интерфакс», «Адвокатская газета», ИА «Чечня сегодня», ИА «Грозный-информ», ЧГТРК «Грозный», ОС Медиа, официальные сообщения представителей федеральных и региональных властей, публикации в заслуживающих доверия блогах и социальных медиа.

ХАРУН Сидоров,
Кандидат юридических наук,
член Союза журналистов Чехии 
 __________________________
 Колумнист Харун Сидоров размышляет о новом российском подходе к репатриации.
 

 11 июня информационные ресурсы разместили публикации с примерно похожими названиями вроде "Право на репатриацию будет только у славян". Такова была их реакция на проект закона "О репатриации в Российскую Федерацию", внесенный в Госдуму ее депутатом Константином Затулиным. Точнее на сообщение, распространенное о нем поначалу в ряде СМИ и гласившее, что в перечень народов, чьим представителям он предложил дать право на репатриацию, "входят государствообразующий народ (русские), а также представители белорусского и украинского народов, связанных с государствообразующим народом общностью исторической судьбы и культуры, говорится в проекте закона".

Это была правда, но не вся — перечень "народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации" согласно затулинскому законопроекту гораздо шире и будет рассмотрен ниже. Правда, уже потом, когда комментаторы добрались до его текста, появился еще один вброс — якобы в проекте идет речь о репатриации в Россию только представителей "проживающих на территории Российской Федерации народов, не имеющих своих национальных государств или национально-государственных образований за пределами Российской Федерации". Но и это не так — такой оговорки в затулинском проекте нет.

Так о чем же тогда в нем идет речь и зачем он понадобился?

 ОЗОВА Фатима Анатольевна,
 доктор исторических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почета»
института гуманитарных исследований при Правительстве КЧР
 ______________________________________________
  
Круг научных интересов Валерия Хашировича Кажарова в полной мере соответствовал тенденциям развития мировой исторической мысли конца XX в. Историк разработал многие аспекты аграрной и этнополитической истории, в частности проблемы новаций и трансформаций традиционной политической культуры конца XVIII–XIX вв., а также вопросы духовной и интеллектуальной истории, ментальности и исторического сознания черкесов.
В.Х. Кажаров, применив при анализе истории базовых институтов черкесского социума (его социальной основы – вотчины-общины / къуажэ и важнейших элементов политической системы – законодательных сословно-представительных собраний / хасэ, великого князя / пщышхуэ) структурный подход, сформулировал концепцию кризиса феодальных отношений в Черкесии и решил вопрос о причинах дивергенции путей общественного развития Востока и Запада страны в конце XVIII в.
Исследования В.Х. Кажарова имеют фундаментальное значение для понимания социально-политической истории всех кавказских этносов.
 
 

Мы знаем о трагическом опыте жертв военных и политических конфликтов, депортаций, репрессий, которые произошли в 19 и 20 веке.

Но что мы знаем о последствиях этих страшных катаклизмов?

Оказывается, война не заканчивается поколением, которое воевало или было втянуто в военные действия, - она передается как минимум на 4 поколения потомков.

Сегодня мы сталкиваемся с невообразимо широким спектром психической патологии: девиантное поведения, явные и маскированные депрессии, биполярные расстройства, огромное количество неврозов разного типа, асоциальное поведение, так называемые «пограничные состояния», всевозможные фрустрации, - бессчетное число подобных амбулаторных форм психических расстройств, которые непосредственно отражаются на соматическом уровне пациентов; однако есть тяжелые клинические формы психопатий, которые тоже растут как грибы после обильного дождя… Наконец, мы сталкиваемся с угрожающим ростом суицидальной статистики. Эта ситуация усугубляется тяжелой социальной дезадаптацией, причиной которой является множество объективных и субъективных факторов, на которых мы останавливаться не будем.

Тема мухаджирства в художественной традиции адыгов-черкесов возникла, как отражение сложнейших историко-культурных процессов, происходивших в жизни адыгского этноса в период Кавказской войны и после нее

Кавказская война оставила неизгладимый след в духовной и исторической памяти адыгского этноса. Мы разделяем мнение исследователей, считающих что до настоящего времени еще не выработана полная историческая концепция изучения трагической истории адыгов. Это. во многом, обусловлено длительным идеологическим запретом на сбор и анализ исторических фактов и документов так или иначе проливающих свет на события Кавказской войны и последовавшего за ней - исхода адыгов с исторической родины Возрождение адыгского этноса начавшееся зримо в период «оттепели» - в середине XX столетия имело своим прямым следствием попытки исследователей, мастеров художественного слова не переосмыслить, а восстановить подлинную историю своего народа Установление даже самых первых контактов с диаспорой открыло богатейший, ранее находившийся «под запретом» исторический литературно-художественный материал. Мухаджирство. как нравственно-философское историко-культурное содержание адыгского исхода - стало смысловым стержнем в самоидентификации народа, значительная часть которого оказалась за пределами своих исторических земель Именно интерес к истории и художественной поэтике мухаджирства приоткрыл многим исследователям тайны народной истории.

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1470
Кол-во просмотров материалов
6910403