В настоящее время ситуация с родными языками и обучением их в школах нашей республики продолжает оставаться тревожной.

Вот примерная картина. В ряде школ ребята изучают родной язык по 3 часа в неделю, кроме 5 класса (1-2 часа). Известно, что инициатором такой модели обучения являются, как правило, широко образованные, прогрессивно настроенные директора, болеющие за национальные культуры.

Однако в большинстве школ республики родной язык изучается: с 1 по 8 класс – 2 часа в неделю, в 9 классе – 1 час, в 10-11 классах родной язык не изучается вовсе. Изредка в некоторых школах в 10-11 классах родной язык - 2 часа в неделю, где-то - заочное обучение.

Что из себя представляет модель заочного обучения выяснить не удалось. Известно только, что в некоторых школах, в которых была заявлена заочная форма обучения в выпускных классах, никакого обучения до сих пор не было. Интересно было бы узнать, касается ли эта форма заочного обучения всех предметов или только родных языков?

Как известно, ключевыми являются 1, 5, 9, 10, 11 классы, в которых закладывается фундамент изучаемых предметов (или их закрепление). Характерно, что в этих классах родной язык проходит всего 1 час (!) в неделю – это в лучшем случае (как мы отмечали выше, в большинстве случаев в 10-11 классах родной язык не изучается).

Таким образом, в настоящий момент мы видим относительно неравномерное изучение родного языка в школах, которое в большой степени зависит от позиции директора, от индивидуальности которого много зависит.

Каковы же перспективы на будущее в отношении родного языка в школах? Необходимо отметить тревожный факт: все новые учебники родного языка, которые отличаются хорошим качеством и по которым учащиеся будут обучаться впредь, рассчитаны на стандарт родного языка 2 часа в неделю.

Учитывая значительную степень деградации родного языка в городе, значительная часть городских родителей и учеников – кабардинцев и балкарцев - пишут заявление с просьбой изучать русский как родной. Это объяснимо с прагматической точки зрения (не надо тратить лишнее время и усилия на один предмет, которым ребенок уже не владеет или владеет плохо. Кроме того, это усиливает шанс заиметь хороший аттестат). Однако необходимо понимать, что именно на эту деградацию и была рассчитана установка Гос. Думы 2018 о добровольном изучении родного языка. Очевидно, закономерно плохое знание родных языков в национальных республиках должно было облегчить реализацию неновой идеи по окончательному нивелированию родных языков РФ. Такой выбор непростителен для нас, представителей национальных культур, с точки зрения необходимости не только сохранения национальной идентичности, языка и культуры, но их развития.

Между тем, результаты знания родных языков нашими детьми неудовлетворительные. Совсем недавно мне передали содержание одной застольной беседы женщин, которые имели маленьких внуков. Все они были уроженками кабардинских сел и знали родной язык. Бабушки стали рассказывать о своих внуках следующее: один из них знал все столицы мира, другой - английский язык, третий демонстрировал безупречное знание русского. Когда моя родственница сказала, что ее внук, живя в с родителями в другом городе за пределами КБР, бегло говорит на родном кабардинском, такое признание вызвало крайнее удивление, так как владение родным языком даже ими не рассматривалось.

В этой тяжелой ситуации очень важным становится талант убеждения со стороны директора, учителей и представителей администрации школы, которые должны суметь объяснить каждому родителю и ребенку колоссальную важность родного языка. Этот талант убеждения напрямую зависит от любви к своей культуре и своему языку.  Убеждена, что директора и учителя родного языка в настоящий момент должны нести кроме учительской миссии еще и просветительскую, которая ныне оказалась совершенно утраченной. Сегодня директора школ и школьные учителя -  последняя надежда на сохранение родного языка и культуры у наших детей.

Но даже если допустить невероятное: родному языку, как и русскому, отводится 6-7 часов в неделю, - это немного поправит, но принципиально не изменит ситуацию. Дело в том, что в обучении родного языка нет системы, он изучается как иностранный. Поэтому много лет мы добиваемся, чтобы в КБР была принята альтернативная форма обучения родных языков по образцу проф. Т.Т. Камболова из Северной Осетии. Пять лет назад мы предприняли поездку во Владикавказ для обмена опытом, и узнали, что полилингвальная, поликультурная форма обучения родным языкам в Осетии успешно практикуется много лет, имеет хорошие результаты, финансируется правительством республики, сам Тамерлан Таймуразович предлагает поддержку на любом этапе ее реализации в КБР.

Прежде чем выработать современную концепцию альтернативного обучения родным языкам мною также было прослушано 40 докладов по передовым языковым практикам родных языков. Доклады зачитывались языковыми активистами национальных республик РФ в рамках федерального языкового движения «За языки РФ», в который я вхожу с 2018 года. Изучению языковой ситуации я посвятила более десяти лет (с тех пор, как услышала на форуме авторов журнала «Дружба народов» в Москве о том, что все северокавказские языки по данным ЮНЕСКО признаны угасающими, умирающими). Последние годы вхожу в общественную организацию КБР «Жылэбзэ», которая занимается проблемами сохранения и развития родного языка.

Концепция и пять проектов, предложенные нами представителям мин. образования КБР, были рассмотрены в течении трех наших визитов, а после их изучения были приняты.

До работы с представителями министерства состоялась встреча с Главой КБР К.В. Коковым, который с большим пониманием выслушал нас, подтвердив свое согласие по каждому пункту. Но на завершающем этапе реализации нашей программы на протяжении двух лет мы не можем внедрить одобренные и принятые проекты; по необъяснимым причинам процесс затягивается.

Концепция и пять проектов были опубликованы в 2020 году в «Газете Юга»; программу вызвался опубликовать проф. Ф.А. Хараев, - она вышла под названием «Язык - дом бытия», в соответствии с известным определением замечательного немецкого философа Мартина Хайдеггера.

Мы хорошо понимаем, что время работает против нас, с каждым годом родной язык все больше забывается и исчезает. По мнению ведущим лингвистов-кавказоведов, кабардинскому языку, например, осталось 30-40 лет.

Возможно, есть смысл не дожидаться «с моря погоды», а сформировать черкесский фонд, во главе которого были бы поставлены компетентные надежные люди, с независимой, неформально функционирующей ревизионной комиссией. Первой задачей фонда должно быть обучение детей, подростков и юношества родному языку в детских садах, школах и ВУЗах, сохранение и развитие родного языка и всех форм национальной культуры.

Между тем я твердо убеждена, что только система альтернативного обучения родным языкам спасет наши языки. Это мнение всецело разделяет Т.Т. Камболов. 

Наряду с всемерными усилиями по внедрению альтернативной системы мы должны отстаивать права на необходимое изучение родных языков и национальных литератур в рамках соответствующих государственных организаций.

На днях в 65 прогимназии был проведен обучающий семинар и принято решение принять поликультурную полилингвальную модель обучения детей младших возрастных групп с последующим распространением ее в ряде прогимназий. Правда, я и мои коллеги из общественной организации, которые предложили эту модель, случайно узнали о ней из интернета.

Пока не налажена эта система, которая на данном этапе носит экспериментальный характер, нельзя обойтись без согласования разных заинтересованных групп: директоров школ, учителей родных языков, детей, родителей, министерства и языковых активистов. Например, учителем родного языка М. Баговой по собственной инициативе подготовлено и издано множество методических книг и разработок для усвоения родного языка детьми младших возрастных групп, которые одобрены лингвистами - научными сотрудниками КБИГИ. Без необходимой интеграции мы теряем неоценимые возможности, которыми все еще располагаем, что в конечном итоге грозит потерей наших языков. 

 

 

Мадина ХАКУАШЕВА,  дфн, ведущий научный сотрудник сектора кабардинской литературы ИГИ КБНЦ РА 

5 октября 2022, г. Нальчик


 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1577
Кол-во просмотров материалов
8762583