Трудно предположить, как некоторые органы местного самоуправления и должностные лица своими действиями порождают коррупцию, создают кормушку для чиновников и недобросовестных предпринимателей.

В последнее время число жалоб в аграрном секторе экономики со стороны сельских жителей, фермеров, и представителей малого бизнеса существенно выросло. Иногда создается впечатление, что малый бизнес остался без защиты государства. Дело в том, что в ряде случаев органы муниципальной власти становятся инициаторами коррупционных действий, а правоохранительные органы зачастую оказываются на стороне тех, кто совершил правонарушения с целью обогащения и открыто занимается незаконной предпринимательской деятельностью, причиняя масштабный ущерб бюджетной системе.

Широкое распространение в области землепользования получили два способа сращивания недобросовестных предпринимателей с некоторыми алчными, ненасытными чиновниками местных органов в целях обогащения и «веселой» жизни.

В первом случае недобросовестные предприниматели вступают в неформальные отношения с арендодателями или влиятельными чиновниками и по сговору совершают самозахват земельных массивов без аукциона и договора аренды, негласно занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, не уплачивая арендную плату и налог от доходов физических лиц. Весь полученный доход от реализации полученного урожая скрывают, не отчитываются, бухгалтерский отчет отсутствует, похищают и присваивается. Конечно, «достойная доля» от дохода достается помогавшим чиновникам.

Во втором случае недобросовестные предприниматели по уговору с арендодателями - организаторами аукционных торгов принимают участие в аукционах, колоссально взвинчивают размер арендной платы и побеждают, заключают договора аренды, регистрируются, подписывают акт приема-передачи земельного участка, но затем уходят в подполье и не платят арендную плату, не ведут бухгалтерский учет, не отчитываются перед налоговыми органами, т.е. ведут незаконную теневую предпринимательскую деятельность.

Предприниматели и чиновники как по первому, так и по второму способу преследуют одну цель -незаконное обогащение путем хищения и присвоения дохода в обход законодательства в ущерб бюджетной системе и сельским жителям, которые хотят заниматься аграрным бизнесом, но землю получить в аренду невозможно. Ответ один - участков нет.

Думаю, что весьма полезно будет, если мы раскроем этот тезис на конкретных фактах и примерах и покажем, как криминально коррупционные лица находят земельные массивы и как их поддерживают коррупционные чиновники.

В Лескенском районе весьма успешно и деятельно много лет работал глава крестьянского (фермерского) хозяйства - Понежев Джабраил Савкуевич (фермер) уроженец с.п. Урух, осведомленный о положении в земельных отношениях на территории села, решил поискать, может быть найдется какой-нибудь неиспользуемый участок. Ему повезло - на одном отдаленном месте обнаружил большой земельный массив площадью 500га, который был заброшен, покрытый дикими кустарниками и старыми деревьями. Панежеву Д.С. многие жители говорили, что этот большой массив не годен для сельскохозяйственного производства. Но он не испугался трудностей и твердо решил заняться восстановлением плодородия земельного участка, расчистить, осушить болотные места, насытить землю удобрениями и превратить его в плодородное поле.

С этими мыслями он обратился в местную администрацию Лескенского района с просьбой разрешить заняться восстановлением этого земельного участка и после этого предоставить его в аренду ему. Райадминистрация обрадовалась такому предложению, что может увеличить площадь пахотных земель и доходы для местного бюджета. Понежеву Д.С. дали добро, и он около двух лет занимался расчисткой участка, восстановлением плодородия этого большого земельного массива.

В 2007 году Райадминистрация предоставила участок Понежеву Д.С. в аренду сроком на 7 лет, заключила договор аренды от 16.01.2007г №67, подписала акт приема-передачи, зарегистрировали в Росреестре. В течение первых 6 лет Понежев Д.С. активно работал, земельный участок стал плодородным, на нем он выращивал главным образом кукурузу, получал высокие урожаи. Пользовался большим спросом у животноводов.

Арендатор открыл новые рабочие места, аккуратно платил зарплату, налоговые и страховые платежи, занимался благотворительностью.

Никаких претензий со стороны контрольно - надзорных органов не было. Как бывает в таких случаях, появились завистники, которые хотели бы каким-то образом отобрать участок либо «откусить» большой кусок у Понежева Д.С. Группу завистников, к сожалению, возглавил Глава администрации с.п. Урух гос.Жамбеев Л.Ж., который собрал своих людей по бизнесу в количестве 16 человек и в начале 2013года за один год до истечения договора аренды с Понежевым Д.С., в устной форме дал разрешение им занять, точнее «захватить» рейдерским способом весь участок 500га, который он распределил между ними. Была дана команда на земельный участок Понежева Д.С. не пускать под угрозой расправы.

Понежев Д.С. жаловался Арендодателю, в Прокуратуру, полицию, но никто из государственных структур не захотел пресечь действия «разбойников» и наказать виновных. Никто не защитил его права и законные интересы.

Между тем, в договоре аренды с Понежевым Д.С. было указано о том, что арендатор имеет преимущественное право на перезаключение договора аренды, если он обратится к Арендодателю за 2 месяца до окончания срока аренды и при отсутствии претензии со стороны Россельхознадзора. Являясь таковым, он обратился за 72 дня, заявление передал в местную Райадминистрацию. Все время ему обещали, что новый договор готовится, не спеши, все будет сделано. Понежев Д.С. поверил и ждал, так и срок договора истек и тут же Арендодатель обратился в Арбитражный суд КБР по расторжению договора аренды. Короче говоря, Понежева Д.С. обманула Райадминистрация. Вместо поддержки, добросовестный фермер, который действовал в рамках закона, увидел полное пренебрежение к федеральному законодательству. Эта вакханалия продолжалась 3,5 го да.

По экспертной оценке, из-за неуплаты арендной платы, которая является важной статьей местного бюджета, ему нанесен крупный ущерб в размере 10,5 млн рублей, а в связи с неуплатой налога с доходов физических лиц, являющийся федеральным налогом, федеральному бюджету нанесен большой ущерб в размере 11,5млн рублей.

В итоге общий ущерб бюджетной системе за 3,5года составил 22 (10,5+11,5) млн рублей, которые похищены и присвоены «теневиками» с участием и под руководством чиновников местной администрации района и местной администрацией с.п. Урух.

Надо подчеркнуть, что арендная плата и налог на доходы физических лиц (13%) являются обязательными платежами соответственно в муниципальный и федеральный бюджеты. Поэтому их хищение и присвоение равносильно хищению бюджетных средств.

Наконец, благодаря настойчивости Понежева Д.С. и его представителей, а также принципиальной позиции Прокуратуры Лескенского района (прокурор Шомахов И.Р.) за хищение и присвоение арендной платы и налога и нанесение масштабного ущерба бюджетной системе возбуждено уголовное дело и идет расследование и надеемся, что с этой запутанной историей разберутся и виновных лиц привлекут к ответственности, а ущерб бюджетной системе будет восстановлен.

Более трагичная история с бюджетной системой разыгралась в с.п. Нижний Куркужин Баксанского района. В марте 2017года местной администрацией района (Арендодатель) были проведены аукционные торги по 5 лотам на 377га пашни. Участвовал в аукционе- ООО «Одеон Плюс», который был исключен из ЕГРЮЛ еще в 2016году. Директором общества был житель с.п. Нижний Куркужин Жигунов Фуад Назирович, который находился в неформальных коррупционных связях с Арендодателем и, пользуясь его поддержкой, он колоссально взвинтил размер годовой арендной платы до 30,0млн рублей за весь участок (на 1га 80,0 тыс руб.). Безусловно, такую арендную плату вносить на бюджетный счет было сомнительно. Но гос. Жигунову надо было выиграть аукцион, так как он заранее вступил в сговор с Арендодателем о том, что он не будет платить арендную плату, а также налог с дохода физического лица, видимо договорились что арендная плата и налоги являются частью дохода и они останутся у Арендатора, похитят и присвоят совместно с чиновниками. Дело в том, что гос. Жигунов скрывал свои доходы, не вел учета, не отчитывался перед налоговым органом и не составлял налоговые декларации, короче говоря, он занимался незаконной теневой предпринимательской деятельностью.

По итогам аукциона 31.03.2017г были заключены 5 договоров аренды, оформлены акты приема-передачи земельных участков, зарегистрированы в Росреестре по КБР.

Однако, в течение 2017-2020гг за 4 года гос. Жигунов не заплатил ни одного рубля арендной платы и налога с физического лица и по состоянию на 01.01.2021 г за ним образовалась задолженность 115,0млн рублей. Кроме того, гос. Жигунов не заплатил налог на доходы физических лиц (13%), который по налоговому кодексу является федеральным налогом. Из этого следует, что арендная плата, как обязательный платеж, должна была поступить на бюджетный счет местной администрации в качестве важного источника доходной части муниципального бюджета, а налог на доходы физических лиц в размере 7,8 млн. руб. от полученного дохода, по экспертной оценке, 60,4 млн. руб. должен был поступить на счет федерального бюджета, т.е. собственниками этих платежей являются муниципалитет и федеральный бюджет, которые похищены и присвоены. Это равносильно хищению бюджетных средств.

По экспертной оценке, общий доход физического лица Жигунова Ф.Н. за четыре года видимо составил 60,4 млн руб., а налог на доходы физического лица 7,8 млн руб. Из этого следует, что общий ущерб бюджетной системе за эти четыре года составил 122800,0 тыс. руб. (115000,0+7800).

Кроме того, гос. Жигунов в порядке самозахвата в 2017г занял земельный участок площадью 160 га и до сего времени удерживает его без аукциона и договора аренды и он по нему, по экспертной оценке получил доход в сумме 25600 тыс. руб., но он не заплатил арендную плату за четыре года в размере 51200 тыс. руб. и налог с дохода физического лица 3328 тыс. руб., в итоге 54528 тыс. руб.

Таким образом, бюджетной системе гос. Жигунов Ф.Н. нанес масштабный ущерб в сумме 178333 тыс. руб. в том числе: по 377га- 122800 тыс. руб; по 160 га-54523 тыс. руб.

Хотелось отметить, что по нашему обращению Прокуратура Баксанского района (прокурор Башоров А.Х.) в 2020г оперативно среагировала, провела проверку и подтвердила указанные факты и направила материалы для расследования в СО ОМВД «Баксанский», однако, скоро будет 1,5года, но никакой информации о ходе расследования нет. Следовало давно возбудить уголовное дело и провести расследование, чтобы привлечь к ответственности виновных лиц и обеспечить возмещение ущерба бюджетной системе.

К сожалению, местная администрация около двух лет не добилась расторжения договоров аренды с Жигуновым Ф.Н., изъятия крупного земельного массива 537,0га(377+ 160га) из его незаконного владения, возврата в резервный фонд и включение его в хозяйственный оборот, принятия всех законных мер по взысканию с Жигунова Ф.Н. нанесенного бюджетной системе масштабного ущерба в размере

178,0 млн руб. (122800+54523), наказанию руководителей местной администрации за необеспечение контроля за исполнением договоров аренды на земли сельхозназначения, в связи с чем совершено масштабное хищение и присвоение средств

Подведя итог сказанному, следует отметить, что таких фактов много, они имеются в каждом районе. Настало время навести государственный порядок в области земельных отношений.

Социальное расслоение на базе земельных отношений достигло своего пика. Возмущение населения растет, могут быть открытые протестные акции. Нельзя мириться с беззаконием и произволом недобросовестных граждан и недобросовестных чиновников.

Земельный массив сконцентрирован в руках небольшого круга богатых людей, которые воссоздали класс кулаков и помещиков. Они владеют не менее 70-80% земельных угодий сельхозназначения, а огромная масса сельских жителей не могут получать даже 1га для обеспечения домашнего скота и птиц кормами, во многих селах ликвидированы присельские   пастбища и сенокосные участки, которыми пользовались все жители села, незаконно отдали олигархам в аренду и туда никого не пускают. Это привело к тому, что многие семьи остались без дойных коров.

Мы проиллюстрировали на двух примерах какие нарушения совершаются в области земельных отношений по вине недобросовестных предпринимателей и чиновников и какой огромный ущерб наносится бюджетной системе.

Нами убедительно показаны, что нарушения совершены на коррупционной основе, так как подобные преступные деяния без участия чиновников, без участия руководства Арендодателя невозможно совершить.

Так, как надо понимать - договор аренды с ООО «Одеон Плюс» на 377га лежит в аппарате Райадминистрации и в течение четырех лет никто «не заметил криминально-преступные действия» Жигунова; как надо понимать- тот же Жигунов в 2017году совершил самозахват 160га земель сельхозназначения и 4 года пользуется, и никто «не заметил» это. Или случай с Понежевым, который действовал по закону, написал заявление, лично отвез в Райадминистрацию, просил перезаключить договор аренды на 500 га. Чиновники заявление выкинули и участок в 500га без аукциона раздали по устному решению Главы администрации с.п. Урух Жамбеева, 16 «неизвестным гражданам».

Никакой Жамбеев не мог совершить такое преступное деяние без одобрения и поручения Арендодателя, т.е. Райадминистрации. У них был сговор, вот создали конфликт в корыстных целях, который несколько лет не могут разрешить.

На мой взгляд, следует провести инвентаризацию земельного фонда и выработать конкретные предложения в интересах сельского населения, как это дважды предлагал бывший Глава КБР Коков Ю.А. в своих Посланиях Парламенту КБР. Здесь нужна политическая воля и надеемся, что мы это увидим.

 

Специальный Уполномоченный по взаимодействию с органами государственной и муниципальной власти и правоохранительными структурами по защите предпринимательства, член Общественного Совета при Прокуратуре КБР по защите малого и среднего бизнеса, Почетный фермер АККОР России

Ж.М. ГУБАЧИКОВ 

14.10.2021 г.


 

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1502
Кол-во просмотров материалов
7156072