Этноним Черкес и топоним Черкесия как  обозначения народа и его страны на Северо- Западном Кавказе появляются в армянских, грузинских. арабских, персидских, тюркских и др. исторических источниках с XIII в., вытеснив предшествующую этнонимическую номенклатуру – керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы и др. Этноним Черкес стол общеупотребительным в европейских и русских источниках XV-XlX в.в.

В то же время местное поселенке неизменно называло себя адыгэ, хотя значение имели видимо, локальные наименования, с которыми идентифицировали себя отдельные этнополитические образования – натухай, абадзех, жанэ, кабардэй и др. Тем не менее,  несмотря на определенные различия социального, культурного, языкового характера, с историко - этнографической точки зрения, это единый черкесский (адыгский) народ.

Исторические коллизии XIX - XX в.в.,  связанные с бедствиями Кавказской войны, насильственным выселением значительной части черкесов в Османскую империю, административные преобразования, осуществленные царским правительством,  а затем органами советской власти РСФСР и СССР, привели к образованию в Российской Федерации четырех территориально разделенных массивов черкесского народа, за которыми закрепились различные этнографические обозначения - шапсуги, адыгейцы, черкесы, кабардинцы.

Сравнительно недавнее (по историческим меркам) территориальное разобщение не привело к утрате в народе исторической памяти о генетической и культурной общности между этими группами. Современные исследования показывают, что этническое самосознание и основной пласт традиционной культуры у шапсугов, адыгейцев, черкесов и кабардинцев являются общими. Это свидетельствует о том, что названные группы можно считать субэтносамн одного - черкесского (адыгского) пароля.

Что касается убыхов, то этот народ, проживавший до середины XIX в. в верховьях рек Сочн и Шахе, почти полностью выселен в Османскую империю. По сохранившимся письменным историческим свидетельствам убыхи сами себя называли б’ёхъ, хотя и в данном случае источниками зафиксировано лишь локальное наименование этой этнической группы.

Нынешние немногочисленные потомки убыхов, или те, кто считает себя таковыми (их зафиксировали перепись 2002 г. в РФ), являются носителями общечеркесского самосознания, разделяют черкесские (адыгские) культурные традиции, идентифицируют себя с основным массивом современного черкесского (адыгского) народа.

 

Заведующий отделом Кавказа ИЭА РАН, чл-корр. РАН, доктор исторических наук, профессор
С.А. АРУТЮНОВ

 

25.05.2010 г.

__________________________________

 

лента новостей

посещаемость

Пользователи
1
Материалы
1502
Кол-во просмотров материалов
7156095