Общественные деятели КБР направили обращение главе республики в защиту подписантов
В ноябре прошлого года правозащитники, общественные деятели, ученые, педагоги и художники КБР направили главе республики открытое письмо, в котором просили остановить кампанию преследования ученых, занимающихся вопросами истории региона и сохранения языков. Год спустя подписантов начали вызывать в органы Следственного комитета для письменных объяснений. При этом следователей интересует не суть обращения, а то, кто и как организовал подготовку и направление этого письма.
Что произошло
Напомним, 11 ноября 2022 года сотрудники ФСБ и Центра «Э» ГУ МВД России по Северному Кавказу провели обыски в домовладениях сотрудников Института гуманитарных исследований (ИГИ КБНЦ РАН): докторов филологических наук Светланы Алхасовой и Мадины Хакуашевой, кандидатов исторических наук Руслана Тазиева (уволился с работы за несколько месяцев до этого) и Тимура Алоева. Силовики в течение нескольких часов обследовали помещения, изъяли компьютеры и мобильные телефоны, документы, книги, тексты, заметки.
В тот же день ученых доставили в Центр «Э» и опросили. Затем отвезли задержанных в Институт и проводили такие же мероприятия в их рабочих кабинетах до позднего вечера. При этом ученым не предоставили копий описи изъятого и постановлений об обследовании помещений. Также им не объяснили, почему в отношении них проводят все эти мероприятия. Копии протоколов опроса предоставили только Хакуашевой. Во время опросов силовиков особо интересовала работа расположенного в Грузии «Черкесского культурного центра» и «связи» научных деятелей с ним.
Об институте
Созданный в 1926 году ИГИ КБНЦ РАН является одним из старейших научных учреждений Северо-Кавказского федерального округа. На сайте заведения написано, что «создание института преследовало две задачи: организацию всестороннего изучения истории, экономики, природных богатств, обычаев, традиций, языков, фольклора коренных народов края; приобщение населения области к культурным ценностям». Ранее он назывался «Институт гуманитарных исследований», а нынешнее название получил в 2007 году. В разделе «Новости» на сайте много информации об изданиях и проектах по изучению языков и культуры КБР.
Одновременно с этими событиями в нескольких провластных Telegram-каналах возобновилась клеветническая кампания по дискредитации этих ученых. Ее развернули за несколько месяцев до описываемых событий – ученых обвиняли в национализме, сепаратизме, искажении истории и попытке развалить Россию под эгидой американских спецслужб.
Мадина Хакуашева 16 декабря обратилась к республиканским прокурору, начальнику УФСБ, руководителю СУ СК, Министру внутренних дел, Уполномоченному по правам человека, Председателю правозащитного центра КБР, руководителям ряда черкесских и общественных организаций, а также к руководству ИГИ КБНЦ РАН с заявлением о защите своих прав и от произвола силовиков.
В результате Светлане Алхасовой, Мадине Хакуашевой, Руслану Тазиеву и Тимуру Алоеву не предъявили никаких обвинений. Все изъятые документы, гаджеты, электронную технику им вернули в январе 2023 года.Письмо и реакцияПроизошедшее вызвало широкий общественный резонанс как среди общественности республики, так и представителей зарубежной черкесской диаспоры.
18 ноября 2022 года правозащитники, общественные деятели, ученые, педагоги и художники КБР направили главе республики Казбеку Кокову открытое письмо, в котором просили остановить преследование ученых, которые пытаются «воссоздать подлинную историю, отстоять родные языки народов Северного Кавказа, которые по независимой оценке ЮНЕСКО оказались на грани исчезновения». В письме высказывалось опасение, что цель «противоправных акций» в отношении исследователей —закрытие старейшего национального института, стремление «ликвидировать единственный источник научного отражения истории, языка, национальной культуры».
Однако и спустя год после обращения общественников никто из подписантов не получил ответа. Более того, их начали вызывать в Следственный отдел СКР Нальчика для письменных объяснений.
21 ноября 2023 года общественные деятели КБР направили обращение главе КБР и сообщили о давлении на людей, подписавших год назад письмо. Авторы обращения сообщили, что следователи в ходе опросов добиваются от них ответов на вопросы: поддерживают ли подписанты обстоятельства, изложенные в обращении; как оно появилось; откуда им стало известно об обстоятельствах, указанных в обращении; кто его автор; кто принес им его на подпись; есть ли у них претензии к органам, проводившим обыски у сотрудников КБИГИ; согласны ли они с результатами обысков и т.д.
Обращение подписали
Маркс Шахмурзов, председатель Кабардино-Балкарского отделения Ассоциаций Жертв политических репрессий; Валерий Хатажуков, председатель Кабардино-Балкарского регионального правозащитного центра; Марьям Багова, почётный работник общего образования России, «Лучший учитель года России»; Ольга Бегретова-Эфендиева, правозащитник; Заурбек Кожев, кандидат исторических наук; Азамат Шорманов, общественный деятель; Заур Жемухов, председатель правления ООО «Жылэбзэ».
По мнению общественников, на них оказывают психологическое давление в связи с тем, что они реализовывали свое конституционное право на критику силовых структур.
Они указали, что в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» указаны гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением: запрет на «преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц». Закон закрепляет и другие права и гарантии граждан на обращение.
Авторы обращения попросили оградить подписантов от незаконного давления со стороны органов следствия, в компетенции которых находится рассмотрение этого вопроса, и предоставить ответ на обращение по итогам проверки.
Источник: https://memorialcenter.org/news/v-kbr-siloviki-okazyvayut-davlenie-na-podpisantov