
Безусловно, что очередной инцидент с препятствованием траурному шествию по традиционному маршруту и последующее задержание восьмерых участников требует более широкого подхода в контексте общественных и политических процессов, в том числе с участием главы республики как основного гаранта конституционных прав и свобод граждан. В обществе нет сомнения, что решение (под любым предлогом) препятствовать проведению именно траурного шествия принималось и принимается на уровне местных органов власти, что свидетельствует о политическом вмешательстве в культурную и историческую сферу и справедливо воспринимается обществом как попытка забвения, умаления исторической памяти и культурной идентичности адыгов, вызывая ощущение дискриминации и усиливая социальное напряжение. Подобного рода инциденты с использованием административных ресурсов, преследованием участников шествия способствует лишь росту общественного недовольства и подрывает доверие к власти.
Таким образом, в коллективном обращении затрагиваются не только юридические, но и политические, культурные, исторические и социальные аспекты, связанные с этой печальной датой. И решение должно было быть найдено через диалог с обществом.
В заключение хотелось бы еще раз напомнить, что глава республики обладает широким спектром полномочий, необходимых для эффективного вмешательства в сложившуюся ситуацию и обеспечения её разрешения в правовом поле, как бы нас ни пытались убедить в обратном. И уклонение высшего должностного лица республики дать политическую оценку описываемым событиям, где было грубо нарушено одно из главнейших конституционных прав граждан собираться мирно, без оружия, подрывает доверие к нему как главному гаранту Конституции КБР и компрометирует саму идею нашей государственности, что ставит под сомнение возможность реализации права кабардинского и балкарского народов на самоопределение внутри страны.